Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году
В 2021-2022 годах в силу вступают поправки к Федеральному закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и появляются подзаконные акты. Они вводят новые правила получения и работы с электронной подписью в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В декабре 2021 года был принят в третьем чтении законопроект № 1137043-7, который вводит переходный период для части изменений в 63-ФЗ «Об электронной подписи».
К 1 января 2022 года все предприниматели и руководители организаций при смене электронной подписи должны будут получать электронную подпись в Федеральной налоговой службе (или у доверенных лиц ФНС) и использовать только её для того, чтобы сдавать отчетность, вести документооборот, работать на всех электронных площадках и в сервисах и т.п. Электронную подпись выдают руководителю лично, одну в руки, и делают ее некопируемой.
Если на руках у руководителя есть действующий сертификат электронной подписи, то он может продолжать им пользоваться до 31 декабря 2022 года, если срок сертификата не закончится раньше. Ограничение в 31 декабря 2022 года устанавливает принятый законопроект. Главное условие, чтобы этот сертификат ЭП руководитель получил в удостоверяющем центре (УЦ), который имеет новую аккредитацию.
Напомним, процесс получения подписи с 1 июля 2021 года заметно усложнился. Сертификаты электронной подписи начал выдавать удостоверяющий центр Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС). Также ужесточились требования к удостоверяющим центрам. УЦ, которые прошли аккредитацию по новым правилам, насчитывается чуть более 30. В их числе ООО «ТАКСКОМ», агентом которого является компания «ОКА-ВОЛГА».
Законопроект переносит сроки изменений для сотрудников организаций и уполномоченных лиц:
Они могут продолжать получать сертификаты юридического лица до 31 декабря 2022 года;С 1 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года сотрудники могут по желанию перейти на новую схему работы и получить сертификат физлица в аккредитованном УЦ и при его применении использовать электронную доверенность;
С 1 января 2023 года новая схема работы с ЭП для сотрудников станет обязательной. Им необходимо получить сертификат физического лица и при его применении прикладывать электронную доверенность.
Руководители могут обращаться за получением сертификата электронной подписи в компанию «ОКА-ВОЛГА» до 31 декабря 2021 года включительно. Такие сертификаты будут действовать до 31 декабря 2022 года, если срок их действия не закончится раньше.
С 1 января 2022 года руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям необходимо получать сертификат удостоверяющего центра ФНС. Обращаться за ним можно в налоговую инспекцию или к доверенным лицам ФНС.