Супермаркеты Alibaba. Китайский опыт
Сегодня онлайн-ритейлер Alibaba, владеющий одними из самых популярных супермаркетов Hema Fresh, реализует новую концепцию продаж товаров – оффлайн-магазины и онлайн с доставкой, объединенных под одним брендом. На данный момент сеть состоит из более 200 магазинов, расположенных в крупных городах Китая.
Классическая торговая точка площадью 600-1000 кв.м привлекает своих посетителей прежде всего самой свежей продукцией, красивой товарной выкладкой и световыми акцентами в оформлении. 60% ассортимента супермаркета Hema ориентировано на категорию «фрэш» - фрукты и овощи, свежие рыба и мясо. Оставшиеся 40% - вода, сопутствующие товары, необходимая бытовая химия. Все товары в Hema fresh снабжены электронными ценниками со штрих-кодами и QR-кодами. Сотрудники магазина не отвлекаются на работу с ценниками – информация обновляется автоматически, исключены ошибки со стоимостью товаров. Каждый магазин оборудован кассовой зоной самообслуживания. С помощью приложения Hema на смартфоне можно узнать подробную информацию о стране происхождения товара, когда он поступил, срок годности – достаточно коснуться экрана. А расплачиваться в таком супермаркете очень просто - через приложение в мобильном телефоне кассы самообслуживания получают всю необходимую персональную информацию – одна секунда и оплата проведена.
Заказы, сделанные онлайн, собирают здесь и сейчас (darkstore или склада не предусмотрено), а сам магазин обслуживает только определенный район, посетителей, которые живут поблизости. В каждом отделе супермаркета Hema есть сотрудник, который собирает свою часть заказа. Под потолком магазина установлена специальная конструкция: по конвейерным лентам перемещаются сумки с продуктами. Сумки с товарами сортируют по клиентам – у каждой есть свой код – раскладывают в контейнеры и развозят на электрических мотороллерах.
При каждом супермаркете сети Hema Fresh есть ресторан. Клиенты используют приложение на смартфоне, чтобы сделать заказ из меню. Автоматизированный робот доставляет готовые заказы из кухни, передвигаясь по специальной платформе, расположенной у столов фуд-корта.
В современных реалиях возможность купить онлайн стала непременным условием успеха и популярности классических розничных магазинов. А факторами постоянного трафика фуд-ритейла становятся ассортимент, удобный и быстрый сервис, личный подход, детали в дизайне магазинов, быстрая доставка.