Маркировка молочной продукциии
Согласно введённым в законодательство изменениям, с 1 сентября 2022 года молочная продукция подлежит обязательной маркировке. Процедура имеет свои особенности. Кого затронут новые требования? Как и кто должен маркировать продукцию? На эти вопросы мы отвечаем в нашей статье.
Компания ОКА-ВОЛГА предлагает полный пакет услуг по регистрации в системе маркировки, запросам, получении и распечатке кодов, а также подбору специализированного оборудования, программного обеспечения и подготовке контрольно-кассовой техники к продажам маркированной продукции.
Нормативные документы
Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г
Постановление Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г
Постановление Правительства РФ № 371 от 30 марта 2020 г
Распоряжение Правительства РФ № 806-р от 30 марта 2020 г
Постановление Правительства РФ № 2099 от 15 декабря 2020 г «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации»
Постановление Правительства РФ № 477 от 26 марта 2022 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в части поддержки участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 № 1733 «О внесении изменений в Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации»
Сроки маркировки молока
Экспериментально программа была запущена в январе 2021 года и продлена до сентября 2022 года. Эксперимент основывался на взаимном дополнении систем Меркурий и Честный ЗНАК и отсутствии дубляжа операций. Обе структуры отвечают за качество поставляемой продукции и отсутствие подделок. Первая система контролирует перемещение молочного сырья для изготовления продуктов до его поступления на производственный участок. Вторая отслеживает движение продуктов от начала производства до продажи конечному покупателю. Меркурий работает со продукцией животного происхождения, а Честный ЗНАК с товарами различных категорий.
Датой запуска обязательной маркировки молока является 1 сентября 2022 года. До 1 сентября 2022 года производители и продавцы молочной продукции могут принять добровольное участие в программе, зарегистрировавшись в сервисе. Это поможет быстрее освоиться с новыми правилами. После указанной даты регистрация в системе для производителей отдельных видов молочной продукции станет обязательной.
Этапы внедрения программы
С 1 сентября 2022 года вводится обязательная передача данных о розничной продаже:
мороженого и сыров (прежняя дата — 20 января);
молочной продукции со сроком годности до 40 дней (прежняя дата — 31 марта);
молочной продукции со сроком годности более 40 дней (прежняя дата — 1 июня).
Фермерские хозяйства переходят на маркировку с 1 декабря 2023 года.
Также с 1 декабря 2023 года становится обязательной передача сведений в систему маркировки о выбытии молочной продукции для сегмента HoReCa и госучреждений.
Постановлением Правительства №1733 от 30 августа 2022 года утвержден новый порядок передачи информации в Государственную информационную систему мониторинга товаров (ГИС МТ) для участников оборота молочной продукции. До 31 мая 2025 года включительно магазин или оптовый склад может принимать партию молочной продукции и начинать продавать ее, не дожидаясь оформления передачи прав собственности и отображения этой информации в ГИС МТ.
Правила маркировки молочной продукции
Товары, имеющие код-идентификатор Data Matrix, отслеживаются системой с даты производства до момента продажи. Он представляет собой небольшую по размеру отметку, размещаемую на упаковке или этикетке изделия. Для получения товарного кода необходимо зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК.
В маркировке указывают 14-значный код товара, 13-значный серийный номер, проверочный ключ, дату срока годности (для скоропортящихся изделий — 10 знаков, для остальных — 6 знаков).
При задействовании типографии для создания упаковки, компания-производитель указывает срок годности продукции с помощью отчёта и отправляет его в систему маркировки. Указанные данные впоследствии нельзя изменить. Они хранятся в базе в том виде, в котором их ввёл производитель. Потребитель может проверить информацию по коду и при наличии расхождений с реальным товаром может сообщить о выявленном нарушении в контролирующие органы.
При отгрузке продукции оптовику производитель предоставляет универсальный передаточный документ (УПД), в котором указаны коды реализуемых продуктов. Во время приёмки принимающая сторона проверяет коды и подтверждает документ электронной подписью. В розничной торговле процедура проходит аналогичным способом.
Стоимость кода маркировки молока
Плата за штрих-коды до 1 июня взиматься не будет. Об этом заявили представители ЦРПТ, уточнив об отмене платной идентификации до полноценного вступления в силу требований. До переноса программы на начало лета стоимость одного кода должна была составить 50 копеек (без учёта НДС).
Кто участвует в маркировке молока
- Производители — идентифицирует продукцию и вводит её в оборот, отвечает за законность продажи, перевозки и хранения изделий из молока.
- Оптовые покупатели и ИП — приобретают товар мелким или крупным оптом для дальнейшей реализации, регистрируют в системе передвижение продукции от производителя к розничному продавцу или организациям общественного питания с помощью электронного документооборота.
- Представители розницы — отправляют в систему отчёты о движении продуктов от оптовика до конечного потребителя, через онлайн-кассу передают данные оператору налоговой службы (ОФД), который направляет их в систему Честный Знак.
- Представители общепита — выполняют приёмку товара от поставщиков, списывают его по графе «Для собственного оборота», сканируя код.
Какую молочную продукцию нужно маркировать
Идентификация в системе необходима для тех продуктов, упаковка которых весит более 30 грамм. Если масса меньше этого значения, маркировку следует наносить только тогда, когда товар реализуется блоком из нескольких единиц. Для одного блока — один код.
Не требуют идентификации:
- молочные продукты для питания детей до трех лет;
- изделия для специального и профилактического питания;
- молоко, творог, сметана реализуемые на развес, в том случае, если они фасуются там же, где и продаются (в течение 3 дней с момента продажи продавец обязан вывести их из оборота, указав причиной «Продажу на развес»);
- остатки, введённые в оборот до вступления в силу нововведений (их можно реализовать до окончания срока годности).
Способы нанесения маркировки
- Услуги типографии — производитель заказывает у сторонней организации печать упаковки с нанесением цифрового кода. Преимуществом данного способа является двойная проверка считывания печатаемых кодов. В случае ошибки со стороны типографии, она обязана заменить упаковку на другую с корректным идентификатором товара.
- Прямое нанесение — печать этикеток с кодом осуществляется с помощью термотрансферных или каплеструйных принтеров.
- Этикетирование — предполагает нанесение кода на специальный стикер с последующей аппликацией его на потребительскую упаковку.
При выборе типографского способа компания-производитель может оплатить услуги в течение 180 дней с момента подачи отчёта в систему.
Как подготовиться к обязательной маркировке молока
Необходимым условием участия в программе является наличие УЦЭП, оформленной на руководителя или представителя, который может действовать от имени компании без доверенности. После регистрации в Честном ЗНАКЕ необходимо установить оборудование для проведения кассовых операций и считывания штрих-кодов. Важным условием использования системы является подключение ПО для осуществления электронного документооборота.
С полноценным вступлением в силу изменений об обязательной маркировке молочной продукции организация или ИП должны в течение 7 дней до начала продаж товара зарегистрироваться в системе, если они этого не сделали ранее.